Опера Монако
Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись оперным театром. Даже если государство микроскопическое – опера все равно должна быть, пусть маленькая. В соответствии с мировыми тенденциями оперный театр в Монако есть.
Здание оперы построено в 1878 году архитектором Шарлем Гарнье. Зодчий прославился возведением парижской «Гранд опера». Монегаски, в непреодолимом желании иметь только самое лучшее, выбрали Гарнье для создания архитектурного шедевра. Ему пришлось переехать в Монако. Строго говоря, было построено здание казино. Роскошное, включающее не только игровые залы, но и оперный театр и бальный зал.
Сегодня вход в оперу осуществляется через вестибюль казино Монте-Карло. Это объясняется соображениями безопасности зрителей. Считается дурным тоном посещение спектаклей без вечерних туалетов и драгоценностей.
Отдельная, богато украшенная ложа, прямо напротив сцены, принадлежит семье Гримальди, две по бокам – гостям и руководителям от искусства. Стены и потолки зрительного зала декорированы фресками и скульптурами.
Зрительный зал оперного театра Монако, единственный в мире, имеет окна с видом на море. С началом представления окна завешиваются плотными шторами.
Княжество с уважением и любовью относится к артистам оперы и балета и приглашает на свою сцену самых лучших. История хранит известнейшие всему миру имена. Федор Шаляпин пел в этом театре девять сезонов. Специально для него была написана опера «Дон Кихот», в которой Федор Иванович гениально исполнил главную роль.
На этих подмостках блистали Мария Каллас, Пласидо Доминго, Энрике Карузо, Лучано Паваротти. Изысканная публика в бриллиантах рукоплескала музыке Рихарда Вагнера, Гектора Берлиоза, Жюля Массне, Джузеппе Россини. Подмостки помнят легкую поступь Сары Бернар, вдохновенного Джузеппе Верди, ранимого Жоржа Бизе, элегантного Мориса Равеля, выдержанного Камиля Сен-Санса, изящного Габриеля Урбена Форе.
На сцене Оперы Монте-Карло с 1911 года, в течение 20 сезонов, с триумфальным успехом выступала труппа Русский балет, организованная Сергеем Дягилевым. Талантливые танцовщики – Нижинский, Барышников, Нуриев, раздвигая рамки классического балета, искали новые способы выражения мыслей и эмоций.
В то время стало модным все русское в одежде и культуре. Веяние на русские имена коснулось, например, английских танцовщиков, выступавших под русскими псевдонимами. Декораторами и костюмерами в Русском балете побывали Александр Бенуа и Леон Бакст, Коко Шанель, Пабло Пикассо, Анри Матисс.
Труппа Русского балета просуществовала в Монако до 1939 года. После смерти Дягилева ее возглавляли Николай Зверев и Михаил Фокин. В 1985 году, по инициативе Грейс Келли, Русский балет был возрожден. Сегодня реорганизованная труппа носит название балет Монте-Карло под руководством Майо и гастролирует по всему миру.
В этом театре всегда аншлаг. И не только потому, что в зале всего 500 мест. Главная причина заключается в звездном статусе актеров, танцовщиков, певцов и композиторов, выходящих на эту сцену.