Гран-при Монако
Монако и автомобили – две вещи неразделимые. Недаром туристы отмечают, что улицы княжества лучше приспособлены для машин нежели пешеходов. Так повелось давно. Жители готовы любоваться автомобилями бесконечно. Князь Ренье III один из первых европейских правителей догадался заливать дороги гудроном, чтобы обожаемые им автомобили ездили с комфортом.
С 1929 года в княжестве проводились гонки Гран-при Монако. А с 1950 года они становятся этапом чемпионата Формула-1. Этап чемпионата проходит ежегодно, в мае. На протяжении четырех дней в городе царит оживление. Праздничная шумная атмосфера собирает звезд, фанатов автомобилей, богатых людей планеты.
Трасса для гонок проходит по узким улочкам города, стиснутого между морем и горами. Общая длина – 260 км, заключенная в 78 кругов, длина каждого круга 3 км 340 м. Зрелищность гонки заключается в огромном числе поворотов: 8 левых и 11 правых, зрители могут заглянуть в глаза водителей – настолько узки улочки и близко расположены трибуны. Трасса считается одной из самых медленных и сложных в чемпионате Формулы-1.
Себастьян Феттель, победитель Гран-при Монако 2011 года признает, что на этой трассе нельзя позволить себе ни одной ошибки. Обгон связан с огромным риском и для этого есть лишь одно место перед выходом из тоннеля. При этом скорость приходится сбрасывать с 300 км/ч до минимальной.
Трасса Монако:
- средняя скорость 1950 г. – 98,7 км/ч;
- средняя скорость 2015 г. – 160 км/ч;
- максимальная – 286 км/ч;
- время победителя 1950 г. Хуана-Мануэля Фанхио – 3 ч 13 мин;
- время победителя 2015 г. Нико Росберга – 1ч 49 мин;
Трасса требует тщательной настройки подвески, подбора резины, регулировки шасси. Приходится менять аэродинамические характеристики болидов применительно к крутым поворотам, частой смене режимов разгона и торможения. За всю историю этапа Формулы-1 в Монако погибли два пилота и два автомобиля улетели в море. Все остальные многочисленные аварии закончились благополучно.
Городские власти ежегодно заваривают все люки на дорогах города, попадающие в конфигурацию трассы. В противном случае они, как пробки из бутылки, выскакивают вслед пролетающим болидам.
Весь мир облетела курьёзная история, произошедшая в 2004 году. В рамках рекламной кампании фильма «12 друзей Оушена» капот автомобиля Кристиана Кляйна украсили бриллиантом. Стоимость камня оценивалась в 360 тыс. евро. В соответствии с классикой жанра, на первом же круге, болид влетает в отбойник… Бриллиант с тех пор никто не видел.
Билеты на этап чемпионата, особенно удачные места, раскупаются задолго до начала событий. Стоимость стоячих мест на трибунах начинается от 74 евро и, по мере роста комфортности просмотра зрелища и удобства, доходит до 720 евро. Для детей от 6 до 15 лет интервал цен в пределах 24 – 260 евро. Стоимость VIP-пакета, например, на платиновую террасу 2,5 тыс. евро на два дня. Зрители могут располагаться на яхтах в акватории порта, с которых отлично видны гонки. Такой пакет обойдется в 3 тыс. евро.
Можно следить за событиями, сидя за столиками кафе и ресторанов Монте-Карло по цене 100-500 евро в день. Многие жители сдают на время гонок балконы и крыши в собственных квартирах. Плата за это удовольствие достигает 10 тыс. евро за 4 дня. Можно и купить квартиру в Монако, правда, обойдется это существенно дороже. Самое комфортное место наблюдения за гонками, пожалуй, в бассейне и спа-салоне на террасе отеля Fairmont Monte Carlo, который расположился непосредственно над тоннелем.
Больше всего побед на трассе Монако у Айртона Сенны да Силва – 6 раз. Пятнадцать раз побеждала команда McLaren. Для пилота победа на этой трассе сравнима с победой спортсмена на Олимпийских играх. Хотя некоторые остроумные гонщики описывают свои ощущения от гонок на трассе княжества похожими на езду на велосипеде по гостиной.